ЧитаЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Миф о том, что забайкальцы не хотели объединяться — так и остался фейком

13 лет назад Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ стали единым субъектом. РИА SM-News нашло людей, непосредственных участников тех событий и попросило их рассказать, как это было.

Миф о том, что забайкальцы не хотели объединяться — так и остался фейком

Источник фото: vesti.ru

#Аналитика
Миф о том, что забайкальцы не хотели объединяться — так и остался фейком
Миф о том, что забайкальцы не хотели объединяться — так и остался фейком #Аналитика
13 лет назад Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ стали единым субъектом. РИА SM-News нашло людей, непосредственных участников тех событий и попросило их рассказать, как это было.

26 февраля – ИА SM.News. Встреча в Ново-Огарёво

Александр БАРИНОВ, журналист, историк, участник встречи по объединению субъектов с Президентом России.

— 1 марта 2007 года, за несколько дней до референдума об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, который состоялся 11 марта, прошла встреча Президента России Владимира Путина с забайкальской четверкой — двумя губернаторами и двумя спикерами местных парламентов Равилем Гениатулиным и Баиром Жамсуевым, Анатолием Романовым и Даши Дугаровым.

На протокольной части встречи довелось присутствовать и мне, единственному из забайкальских журналистов, допущенных на эту встречу.

Нас, журналистов, собрали рано утром на Красной площади, откуда на автобусе привезли в Ново-Огарёво. С нами поехал хохмивший всю дорогу бывший тогда первым заместителем пресс-секретаря президента Дмитрий Песков. Журналистов было немного — человек семь.

Когда приехали, нас проводили в известный всем по фотографиям двухэтажный корпус загородной резиденции президента. Все четверо руководителей Забайкалья были уже там.

Вскоре позвали в кабинет. За стол, стоявший впритык к президентскому, сели пять человек. Наша четверка и рядом с Владимиром Владимировичем Владислав Сурков. Именно он, будучи в то время заместителем руководителя Администрации Президента, курировал вопросы внутренней политики, федеративных и межнациональных отношений.

Часть беседы, состоявшейся в присутствии журналистов, и сегодня легко найти в Интернете.

Привожу часть этой беседы.

В.Путин:

— По-моему, летом прошлого года оба субъекта Федерации объявили о своих планах по объединению. Вы знаете нашу позицию: она заключается в том, что укрупнение регионов мы считаем целесообразным только в том случае, если это будет помогать решению социально-экономических задач.

11 марта уже должно состояться голосование — референдум. И с 1 марта 2008 года, если люди поддержат ваше предложение, можно считать, что субъект заработает в новом качестве, в новом виде. Для того, чтобы поддержать ваши планы, я сегодня подписал Указ о выделении дополнительных средств на решения некоторых проблем, связанных прежде всего с развитием инфраструктуры, решением экологических вопросов, размещением Театра национальных культур, некоторых жилищных задач, строительством спортивных комплексов, решением задач в сфере здравоохранения и образования. Я надеюсь, что эти средства будут использованы в соответствии с теми заявками, которые были сделаны обоими субъектами.

Р. Гениатулин:

— Спасибо теперь уже за два Указа. Говоря о первом Указе, о создании государственной комиссии по Дальнему Востоку и Забайкалью, отмечу, что сегодня прошло первое заседание во Владивостоке, мой заместитель уже отзвонился: совещание прошло очень конструктивно. Мы очень рады. Указ касается непосредственно нас.

Решение об объединении мы приняли осознанно — тем более, объективно говоря, мы не разделялись. У нас единая система инфраструктуры, много совместных предприятий, единая система образования, прежде всего в высшей школе, единая система здравоохранения, то есть любой житель Агинского Бурятского автономного округа без проблем обслуживался и обслуживается в областных учреждениях. Поэтому это решение совершенно осознанное, объективно вызревшее. И я думаю, что все получится. Мы ведем сегодня большую работу, связанную с донесением до людей важности и целесообразности этого дела. Люди чаще всего задают чисто житейские вопросы, касающиеся социальных выплат, этнокультурные и так далее. Мы разъясняем. У нас недавно побывал руководитель Администрации, и мы очень плодотворно поработали. Мы находимся на правильном пути и движемся в правильном направлении.

Б. Жамсуев:

— Владимир Владимирович, я тоже хотел бы присоединиться к словам Равиля Фаритовича [Гениатулина]. Спасибо за поддержку нашей инициативы по объединению двух наших субъектов Российской Федерации. И я должен сказать, что, в принципе, объединяются действительно два субъекта Федерации, а не две национальности, как это можно было бы преподнести. Существует понимание того, что мы объединяем два потенциала для более эффективного решения задач, связанных с социально-экономическим развитием двух регионов, а в перспективе — одного единого. И прежде всего это будет направлено на рост благополучия людей, которые живут в Забайкалье. Такое понимание есть. Задача, которая сегодня перед нами стоит, это максимально ответить на те вопросы, которые, естественно, людей волнуют: а что будет после объединения?

Мы очень надеемся, что в связи с принятием Вашего Указа и выполнением предыдущего Указа о создании государственной комиссии будет оказана поддержка в реализации инвестиционных проектов, которые помогут нам эффективнее решать вопрос социально-экономического развития, прежде всего горнодобывающей промышленности. Работа будет построена более рационально, и мы получим более быструю отдачу.

Что касается проблем, связанных с национальной тематикой, я скажу о том, что они не актуальны для Читинской области и Агинского округа.

В первую очередь людей, конечно, интересует уровень жизни. В любом случае мы с Равилем Фаритовичем [Гениатулиным] и с органами государственной власти сегодня уже говорим людям о том, что будут созданы условия для развития национальных театров, средств массовой информации для того, чтобы те, кто желает, могли реализовывать свои потребности в национальной культуре. Наша задача — создать условия. И на сегодняшний день, я думаю, процесс объединения идет нормально, и люди действительно понимают, что это не только наша общая задача Забайкалья, но тем самым мы участвуем в усилении в целом российской государственности.

В. Путин:

— Даши Цыденович, как депутаты относятся?

Д. Дугаров:

— Я хотел сказать, что депутатский корпус Агинского Бурятского автономного округа, начиная от сельских и городских поселений, абсолютно позитивно относится к этому процессу, и все активно включились в работу. Это первое.

Второе. Общественные организации, объединения, партии и так далее, как никогда, единодушны в этом деле. А в нашем случае с Баиром Баясхалановичем [Жамсуевым] есть огромная поддержка от наших ветеранов. Это дорогого стоит. Мы на правильном пути.

В.Путин:

— Спасибо. Прошу Вас.

А. Романов:

— Самое главное, что я для себя отметил, это консолидация нашего общества. У нас в Законодательном Собрании четыре фракции зарегистрированы и одно общественное объединение. И предстоящее мероприятие ни у кого отторжения не вызвало, напротив, все работают над единой задачей. То же самое по вертикали районных советов и муниципальных образований поселений.

Запомнил, каким внимательным, а временами колючим был взгляд президента, который он по очереди обращал на участников встречи.

В принципе, всё к тому моменту уже было решено, и эта встреча носила скорее агитационный характер, так как вскоре была показана по центральным каналам телевидения. Социальных сетей тогда ещё не было, и СМИ, особенно телевидение, играли огромную роль. После того, как протокольная съемка закончилась, нас отвели обратно в автобус и вернули на Красную площадь.

Итог референдума известен. А через год — 1 марта 2008 года — на политической карте России появился новый субъект Федерации — Забайкальский край. После чего процесс укрупнения регионов и ликвидации автономных округов вдруг застопорился. Почему? Узнаем, наверное, ещё не скоро.

Люди осознанно шли голосовать за объединение

Роман АМПЛЕЕВ, политолог, член комиссии по разработке проекта Устава Забайкальского края и символики Забайкальского края (2008-2009).

— Время идёт, и сегодня, через 13 лет после даты официального образования Забайкальского края, само название нашего региона вошло в привычку.

Даже федеральные чиновники, журналисты и жители других областей и краёв, правда, пока не все, но называют нашу малую родину правильно. А ведь первые годы нет-нет да и проскользнёт Читинская область. Нечто похожее было, когда в самом начале 90-х годов прошлого века улицу имени М.И. Калинина в Чите поделили и переименовали сразу в две улицы — Амурская и Кастринская. Сначала читинцы по привычке несколько лет так и продолжали говорить: «улица Калинина, улица Калинина», а потом приноровились к новым названиям.

Кстати, очень немногие помнят, что два референдума — Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа — по образованию нового субъекта Российской Федерации состоялись 11 марта 2007 года. Но, в соответствии со специально принятым федеральным конституционным законом, датой образования Забайкальского края считается 1 марта 2008 года. Именно в этот день вступил в должность первый губернатор края Равиль Гениатулин и начался переходный период, в течение которого прошло формирование органов государственной власти, был разработан и принят Устав края, создана законодательная основа для социального и экономического развития региона.

Отмечу, что референдумы проводились по одному из ключевых в то время вопросов внутренней политики России — укрупнению субъектов нашей страны. Голосование по образованию Забайкальского края было пятым по счёту в Российской Федерации. До этого были образованы Пермский край, Камчатский край, обновлённые Красноярский край и Иркутская область.

Так что объединительные процессы не были чем-то необычным, и высказывались мнения, что такая практика продолжится, особых опасений по поводу референдума, в принципе, не было. Как сейчас модно говорить — область и округ были в тренде.

Я уже как-то говорил, что многие забайкальцы откровенно не понимали, зачем референдумы, ведь и так во многом Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ были единым целым. К примеру, жители округа голосовали на выборах губернатора Читинской области и депутатов областной Думы, в которой у жителей округа были свои представители. В Уставе Читинской области было записано, что Агинский Бурятский автономный округ входит в Читинскую область.

В агитационных материалах, которых было великое множество, рассказывалось о перспективах нового субъекта, главный акцент делался на финансовой поддержке и инвестициях из федерального центра. Был ясный намёк избирателям, что максимум через десять лет край перестанет быть дотационным. Об этих обещаниях часть забайкальцев помнит и по сей день. И от невыполнения этих обещаний есть разочарование и усталость. Люди так и говорят, мол, говорили о возведении целых пяти горно-обогатительных комбинатов, а построили только один — Быстринский.

Остаётся еще один важный вопрос — будет ли принят краевой закон, конкретизирующий особый статус Агинского Бурятского округа в составе Забайкалья. Этот вопрос об особом статусе в 2007 году выносился на референдум, потом обсуждался на заседаниях комиссии по разработке проекта Устава края, но отдельного закона пока нет.

Споры о том, нужны ли были референдумы, что они дали забайкальцам, а что забрали, давно стихли, да и справедливости ради стоит сказать, что они не были особо жаркими. Сейчас на повестке другие вопросы, связанные с развитием экономики, работой сфер образования, здравоохранения, культуры.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.